Форум

Гостевая книга


















Межев







Megeve


То, что в 2004 году Межев стал двенадцатым по счету членом престижного клуба Best of the Alps, мало кого удивило. Странным скорее было другое: почему известный французский курорт, имеющий без малого вековую историю, только теперь вступил в BOTA?..

Межев и раньше вроде бы вполне соответствовал концепции и требованиям пула Best of the Alps. Богатый опыт организации зимнего и летнего отдыха, развитая туристическая инфраструктура, качественные отели и рестораны с высоким уровнем сервиса, красота окружающих пейзажей (как никак предгорье Монблана!), экологические критерии, удобство транспортного сообщения… Все есть у Межева, но есть и нечто большее.

Не столько шик, сколько шарм - улавливаете разницу? Межев, наверное, самый стильный из французских курортов. Он для людей с изысканным вкусом, действительно разбирающихся в высоком l'art de vivre, «искусстве жить».

Не новая горнолыжная станция, каких много во Французских Альпах, с большими отелями и апартаментскими комплексами, подъемниками и трассами, начинающимися прямо у порога, а настоящий средневековый городок. Тесно застроенный центр, узкие улочки шириной в несколько метров. Горбатые каменные мостики через бегущие сверху, с плато, потоки, дающие начало речке Arly. Название Межев имеет кельтские корни: mag означает «поселение», eva - «вода». Часы на колокольне с позеленевшим шпилем отсчитывают время: сколько ему на самом деле лет? Следы древних стоянок на перевале, высота которого 1100 м над уровнем моря, датируются чуть ли не первым веком нашей эры. А самая старая часть городской церкви была возведена в 1085 году на месте прежней обители монахов-бенедиктинцев… Нет, это вам не Лез Арк или Валь Торанс, при всем нашем к ним уважении.

Цокот копыт по булыжной мостовой; хозяева расписных возков - реальные фермеры, только им разрешено заниматься этим бизнесом. Лошадки без дела не простаивают. И днем, и особенно по вечерам по улицам бывает трудно проехать: они заполнены фланирующей взад-вперед, разодетой в пух и прах публикой. Меховые манто и шубы до пят, плащи и куртки попугайских расцветок, костюмы какого-то совершенно артистического вида… Чем-то вся эта «демонстрация» напоминает Corsa Italia в Кортине д'Ампеццо; амбициозные итальянцы, кстати, очень любят отдыхать в Межеве.

Галереи бутиков: Faconnable, Hermes, Prada, Escada, Timberland, Offshore Legends, Peak Performance, Colmar… Множество антикварных и художественных салонов. И классных ресторанов: Межев - он же еще и «Манжев», от французского manger, что значит «есть, кушать». У этого слова имеется и еще одно значение: «проедать, проматывать». Тоже к месту - и дорогих отелей тут хватает, и ночных клубов, и в казино на rue Charle Feige всегда рады желающим попытать счастья.

* * *

В 1913 году отелей в Межеве насчитывалось всего три: Mont-Blanc, Panorama и Soleil d'Or, работали они главным образом в летние месяцы. Настоящей датой рождения курорта принято считать 1916 год, когда баронесса Ноеми де Ротшильд решила для себя и друзей создать во Франции некое подобие швейцарского Санкт-Моритца. По совету своего лыжного инструктора, норвежца Тригве Смита, она останавливает выбор на Межеве и затевает строительство Palace Hotel du Mont d'Arbois. Открытый под Рождество 1921 года, отель почти сразу начинает принимать у себя весьма именитых постояльцев, вплоть до коронованных особ. Зимой 1923/24 в нем гостят, например, бельгийский король Альберт I и королева Елизавета. Один из самых фешенебельных отелей нынешнего Межева, Chalet Relais et Chateaux du Mont d'Arbois ****, надо заметить, вовсе не тот самый Palace, хотя и находится от него неподалеку; в историческом же здании сейчас апартаменты, сдающиеся в аренду. А одна из простеньких «синих» трасс в районе плато d'Arbois названа красивым именем Noemie…

Первую горнолыжную школу, Ski-Club de Paris, открыли в Межеве в 1932 году; поначалу в ней преподавали австрийские и швейцарские инструкторы. В 1933-м по инициативе Шарля Виарда установили фуникулер на вершину Rochebrune (1754) - это был первый подъемник подобного типа во Франции, построенный специально для лыжников. Через год запустили канатку на Mont d'Arbois (1840). Тогда же стремительно восходит звезда уроженца Межева Эмиля Аллэ. В 1934 году он выигрывает знаменитые «Ханенкаммские гонки» в австрийском Китцбюэле, в 1936-м привозит «бронзу» с Олимпиады в немецком Гармиш-Партенкирхене, еще через год становится трехкратным победителем «Всемирных Игр» в Шамони - в скоростном спуске, слаломе и комбинации.

Легендарному лыжнику, основоположнику так называемой «французской техники», Эмилю Аллэ сейчас 92 года. Он по-прежнему живет в Межеве и катается на лыжах, как говорят, отнюдь не только по «синим» трассам.

Считается, что именно для Эмиля Аллэ владелец маленького ателье Арман Алляр сшил первые fuseau. В 2005 году в Межеве торжественно отметили 75-летие со дня этого выдающегося события в горнолыжной истории. На центральной площади курорта, у входа в ныне крупный торговый дом AAllard, установили двухметровую бронзовую скульптуру: женская фигура опирается на пики гор, в обрамлении уходящих вверх лучей, символизирующих эти самые «фюзо». Среди профессионалов и любителей разыграли AAllard Cup с серьезным призовым фондом. Фирма Dynastar специально к юбилею выпустила эксклюзивную партию лыж...

Вы знаете, что такое «фюзо»? И я не знал до тех пор, пока не увидел их среди прочих любопытных экспонатов музея Haute Val d'Arly. Первые настоящие горнолыжные брюки из плотного, слегка тянущегося материала. Скроенные по фигуре, сужающиеся книзу, с небольшими раструбами на щиколотках, к которым позже приделали штрипки. Как горнолыжный мир жил без этих замечательных штанов? Ведь прежде, до их изобретения, стыдно сказать, катались в чем попало - в домашних шароварах, военных галифе, брюках для игры в гольф… С 1930-х и до середины 1960-х годов на трассу стало принято выходить только в «фюзо».

И еще о спортивной одежде, раз уж зашла речь. Есть в Межеве «Алляр» - а есть «Дювилляр». Продукция качественной и дорогой фирмы HD, Henri Duvillard, - комбинезоны, куртки, брюки, аксессуары - представлена в магазине, который также находится в центре курорта: мимо не пройдете. Дювилляр - еще одна знаменитая межевская горнолыжная фамилия. Братья Адриен и Анри, будучи членами французской сборной, в 1950-70 годах привезли домой немало престижных трофеев из Валь д'Изера, Китцбюэля, Валь Гардены, Сестриере, Сан-Вэлли. Адриен Дювилляр-младший, выигравший скоростной спуск в норвежском Лиллехаммере, в 1990-х четырежды становился чемпионом Франции. Недавно в Межеве выпустили на DVD любопытный фильм: катаясь по региону, Адриен-младший знакомит зрителей с самыми интересными трассами и по ходу дела дает рядовым лыжникам разные полезные советы.

С середины прошлого века за Межевом прочно закрепилась репутация излюбленного места зимнего отдыха парижской богемы. Связано это было с именем Жоржа Буассона. Завсегдатай модных артистических кафе Сен-Жермен-де-Пре перебрался сюда в 1938 году и открыл бар Le Cintra, в котором встречались литераторы, художники, актеры. За бокалом вина и чашкой кофе здесь проводили вечера Мишель Морган, Анри Труайя, Тино Росси, молодая Эдит Пиаф…

После войны, в 1949 году, Жорж Буассон становится во главе отеля Mont-Blanc и приглашает своих парижских друзей принять участие в оформлении интерьера. Писатель, художник, экстравагантный интеллектуал Жан Кокто, находивший в цените своей славы, расписывает фресками стены бара, который вслед за его нашумевшим романом получает название Les Enfants Terribles. (Сейчас этот бар-ресторан находится на прежнем месте, но четырехзвездочному Mont-Blanc больше не принадлежит). Будущий знаменитый режиссер, а в то время никому не известный фотограф Роже Вадим готовит об отеле специальный репортаж, который публикует Paris Match. От гостей в результате нет отбоя. Через несколько лет тот же Роже Вадим снимает здесь свой фильм «Опасные связи» с Жераром Филиппом и Жанной Моро.

«21-м округом Парижа» окрестил Жан Кокто отель Mont-Blanc - это замечание, в сущности, относится ко всему курорту. «Я умоляла родителей отпустить меня в Межев», - вспоминает в автобиографии Бриджит Бардо. «Симона де Бовуар оставила мне адрес гостиницы в Межеве, куда они с Сартром обычно ездили зимой», - пишет Б.Ламблен… Али Хан и Рита Хэйворд, Фернандель и Шарль Азнавур, Франсуа Миттеран и Жорж Помпиду - сотни известных людей искусства, политики, бизнеса в разные годы были регулярными гостями курорта. На лыжах из них катались, конечно, не все, но очень многие.

Собственно, именно такое представление о Межеве как о светском, говоря современным языком, тусовочном месте было у меня всегда. При ближайшем знакомстве выяснилось, что и катание тут достаточно интересное и разнообразное.

* * *

Горнолыжный регион Evasion Mont-Blanc, главным центром которого является Межев - весьма обширная территория: 445 км маркированных спусков, которые обслуживаются 113 подъемниками. Самый крупный сектор катания, общий с соседним курортом Сен-Жерве, расположен к юго-востоку от Межева, на склонах Mont d'Arbois (1840) - Mont Joux (1958) - Mont Joly (2525). Воспользовавшись 75-местным перекидным фуникулером, из него легко перебраться в зону Rochebrune (1754) - l'Alpette (1871) - Cote 2000. На противоположной стороне долины находится Le Jaillet (1580), откуда можно спуститься в Комблу, или, подтянувшись на новой 6-креселке, откочевать на трассы Le Torraz (1930) над Жиета. Наконец, за скальной стеной Aig.Croche (2487) лежат более сотни километров трасс Ле-Контамин / Отлюс, эта часть региона на общей карте попросту не умещается.

Из центра Межева вывозит 6-местная гондольная дорога. Дальше, чтобы подняться на Rochebrune, надо пересесть на более мощные, вмещающие по дюжине пассажиров, «стаканы»; туда же причаливает и небольшой 38-местный фуникулер, стартующий с края курорта. «Синие» и «красные» трассы, расположенные на восточных склонах невысокой гряды, совсем не сложные, траверс по ним в направлении Croche - приятная утренняя разминка. Стоит задержаться на Fontaine: спуск широкий и длинный, 4-креселка, доставляющая к его началу, идет шустро. Несколько сложнее задачки на Cote 2000, над высокогорным аэропортом Межева. В тени Croche находятся не слишком крутые, однако ж «черные» трассы с интересным рельефом; к сожалению, лучшая из них, сертифицированная FIS, часто бывает недоступна из-за проведения тренировок или соревнований профессиональных спортсменов.

Сильным катальщикам в секторе Rochebrune советую не пропустить знаменитый спуск Emile Allais, начинающийся с Alpette. Трасса, носящая имя великого лыжника, была официально открыта в 1950 году; длина ее составляет 3218 м при перепаде высот 811 м и максимальном уклоне 55 %. Профессиональные старты на ней проходили до 1975 года, после чего трассу закрыли. Вновь открыли ее пять лет назад, на всем протяжении оборудовали информационными щитами с рассказом о разных случавшихся тут спортивных эпизодах и архивными фото «звезд» - Жан-Клода Килли, Жана Вуарне, тех же братьев Дювилляр и других, побеждавших на трассе в прежние годы, - и снова закрыли.

Запрет на спуск, впрочем, не является категорическим: пожалуйста, езжайте на свой страх и риск. Но имейте в виду: Emile Allais - не горнолыжная трасса в современном понимании, ратраки по ней не ходят. Широкий, крутой старт - как в воронку ныряешь, а дальше, особенно за рестораном Forestier, очень узкий, извилистый и бугристый ski-route, огибающий северный склон горы. В итоге выкатываешься на просторную поляну в районе Bouchet, на самую окраину Межева, откуда надо выбираться на автобусе.

Mont d'Arbois и Mont Joux - самые популярные районы катания. На открытых юго-западных склонах большой выбор неплохо подготовленных трасс для новичков и лыжников со средней подготовкой. Под скоростной 4-креселкой Mont Joux-I расположен сноупарк с халф-пайп и бордеркроссом, выше - нератраченный участок для любителей попрыгать по буграм. На северных склонах леса больше. Длинная живописная трасса с отличным видом на долину и лежащий внизу город Салланш приводит в Princesse, откуда наверх вернет построенная несколько лет назад 8-местная гондольная дорога.

Приятный «красный» спуск, который, пожалуй, устроит и начинающих, есть под трехкресельной канаткой Mont Rossets. С него хорошо виден Сен-Жерве (810): дома, улицы, железнодорожная ветка, по которой из Ле-Файе ходит трамвай на Монблан, южные трассы Лез-Уш… Спуститься можно через «террасу» Bettex (1380), однако состояние нижнего участка часто оставляет желать лучшего, и многие отдыхающие в Сен-Жерве предпочитают возвращаться домой тем же способом, каким поднимаются в зону катания, - на мощном, 20-местном, фунителе.

Очень симпатичные трассы находятся над Сен-Николя-де-Веросе (1150), и само местечко необычайно милое. Жаль, работают тут всего несколько старых парнокреселок и бугелей, но большего обитателям деревушки и их гостям, по-видимому, и не требуется. А самое сложное, экспертное катание во всем Evasion Mont-Blanc - на Mont Joly. Широкие, нетронутые ратраками поля, круто уходящие вниз. Целина после хорошего снегопада, все остальное время - бугры. Похоже на Gr.Montets над Шамони, которая с Mont Joly, кстати, легко распознается. Разница в том, что там ты, как правило, хотя бы видишь, куда едешь (или падаешь), а тут нет: склон выпуклый, бог его знает, что за перепадом…

Возвратные «красные» трассы с Mont d'Arbois в сторону Межева чуть более многолюдны, чем хотелось бы, их довольно быстро разбивают. Доехав до конца, не торопитесь садиться в автобус, чтобы спуститься в центр курорта. Это можно сделать и на лыжах по трассе, о существовании которой многие даже не подозревают - на картах она отсутствует. У нижней станции подъемника надо просто перейти через дорогу. «Синяя» Calvaire, то есть Голгофа, проходит вдоль… точной копии иерусалимского Крестного пути. В 1840 году местный священник, преподобный Амбруаз Мартен, решивший посвятить жизнь созданию этой «реплики», приобрел шесть гектаров земли у подножия Mont d'Arbois. Следующие 23 года, до самой своей смерти, он строит часовни и украшает их деревянными скульптурами, изображающими сцены страданий Христа.

Закончена «Голгофа» была в 1878 году, теперь на ней полтора десятка небольших церквей и часовен. В конце XIX века, чтобы пройти по дороге Calvaire, в Межев стекались тысячи паломников - прежде всего тех, кому до настоящего Иерусалима было не добраться. Сегодня эта достопримечательность внесена в список памятников культуры, а имя Ambroise Martin носит одна из центральных улиц курорта.

* * *

До 6-местных гондол, забрасывающих на Jaillet, из центра Межева пять-десять минут езды на бесплатном ski-bus. Если вы поднялись наверх и двинулись влево, значит, направились в сектор Жиета. С недавнего времени, благодаря новым канаткам, появилась возможность совершить такую прогулку не снимая лыж. Длинный траверс с Christomet (1853) приводит в живописный тупичок Plan (1200). Над ним, на северной стороне Torraz, есть несколько классных трасс средней (и выше) степени сложности: снег в меру жесткий, народу мало, 4-креселка и три бугеля вполне справляются с нагрузкой. По утрам темновато, но залитый солнцем противоположный склон Tete Pelouse (2537) работает как зеркало, отражая свет. Потратив некоторое время на детальное изучение местности, можно покататься и off-piste в красивом лесу - я во всяком случае получил от этого большое удовольствие, увязавшись за компанией отвязных бордеров.

Обратный путь также лежит через Christomet. Будьте начеку: и «красный» Петух (трасса Coq) и «черный» Воробей (Moineau) имеют ближе к финишу довольно крутые участки. Новая 4-креселка вытягивает на Creve Coeur (1757), что значит «Сердечный недуг», или «Большое горе». Совсем рядом, на перевале Jaillet Pass (1723), стоит камень, некогда обозначавший границу Римской империи, - но на лыжах к нему не подобраться. Спуски в курортное местечко Комблу, по большей части пологие и широкие, внизу и вовсе превращаются в сплошной «лягушатник».

Этот спутник Межева хорош для спокойного семейного катания и «горнопляжного» отдыха. Сюда пусть редко, раз в час, но все же ходит ski-bus. Чего не скажешь о также входящем в Evasion Mont-Blanc интересном горнолыжном районе Ле-Контамин / Отлюс. Если соберетесь туда кататься, имейте в виду: дорога займет не меньше времени, чем путешествие из Межева в Шамони. Хорошо когда в вашем распоряжении прокатная машина - сели да поехали. В противном случае вам предстоит встать ни свет ни заря, на рейсовом автобусе спуститься в Салланш (25 минут, 5,50 евро), где пересесть на другой автобус, который через Сен-Жерве идет в Ле-Контамин (35 минут, 5,20 евро). С возвратом и того хуже - часа полтора можно проболтаться на вокзале в Салланше в ожидании автобуса до Межева…

И все же съездить туда стоит. Лежащая у подножия массива Монблана долина Montjoie очень живописна; в конце нее, под крутыми стенами и ледяными потоками Dome de Miage (3673) и Tre la Tete (3930), на высоте 1165 м над уровнем моря, как раз и находится Ле-Контамин. Шестиместный гондольный подъемник до промежуточной станции Etape (1470), выше еще один, аналогичный - до Signal (1900). Справа открываются широкие безлесые пространства, волнистые альпийские пастбища, идеально приспособленные для катания: спускаться можно хоть по трассам, хоть вне трасс - полная свобода выбора. На перевале Col du Joly (2000) - каменный обелиск с крестом: какие-то трое путников замерзли тут 23 февраля 1914 года.

Поднимались ли они из долины Hauteluce или, наоборот, зачем-то поперлись туда в непогоду из Ле-Контамина - кто знает… На той стороне все те же пастбища с одиноко стоящими хижинами, снизу доставляет недавно открытая 16-местная канатная дорога.

Официально верхней точкой региона Evasion Mont-Blanc, доступной для лыжников, почему-то по-прежнему считается отметка 2353 м на Mont Joly. Между тем новая 4-креселка на Aig.Croche со стороны Ле-Контамин завозит на сто метров выше. Сразу под ней - приятный могульный отрезок, а чуть ниже - большой сноупарк X-Zone: в 2005 году курорт принимал у себя этап Кубок мира по фристайлу (халф-пайп и ски-кросс). Самый дальний бугель крутоват (60%), но на нем стоит повисеть: с Veleray (2450) открывается великолепная круговая панорама. На севере - горы Grand Massif, на востоке, совсем рядом - фантастическая «декорация» Монблана, дальше, до самого горизонта - итальянские Альпы, южнее - Савойские: Beaufontain, Tarentaise… А к западу разлеглась под ногами долина Арли.

Может, в будущем удастся канатками и трассами связать эту точку с Mont Joly? Впечатляющий получится «променад». Пока же лишь редкие следы уходят по отвесному склону в сторону Межева.

Автор: Юрий БугельSKI



РОССИЯ МОСКВА По всем вопросам связанным с организацией отдыха, прошу писать -
E-mail : info@seostatik.ru